Официальный сайт муниципального образования
"Советский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Новости и события
<< Назад Версия для печати
 
Художественная литература в защиту экологии.

                                               

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Человек и природа… Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Еще в конце XIX века Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н Мамин-Сибиряк и другие стали писать о варварском отношении к природе, особенно к лесу. Против "преобразования" природы поднял свой голос известный русский писатель Леонид Леонов. Его роман "Русский лес" открыл в середине 50-х годов "художественную" экологию. В 50-60 годы много сделали для родной природы К.Паустовский, В.Белов, В.Липатов и другие.

Защитником природы выступает и Виктор Астафьев.  В семидесятые годы им написаны "Последний поклон" и "Царь-рыба". Повествование в рассказах "Царь-рыба" показывает нам малых браконьеров, нарушающих запреты на охоту и рыбную ловлю, и больших, готовых ради плана разорить всю тайгу. Между тем Астафьев убежден: "Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру... Нам только кажется, - подчеркивает свою мысль писатель, - что мы преобразовали... тайгу... Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались»

C этими мыслями согласен и Валентин Распутин, очень  много сделавший для защиты русской природы. Он был в числе тех, кто поднял свой голос против поворота северных рек. В повести "Прощание с Матерой" он рисует нам страдания людей, вынужденных покидать свою и своих предков родину. Кто-то из власть  имущих, этих наследников сталинских "преобразователей", принял решение построить на реке ГЭС. Десятки деревень обречены,  быть затопленными. Кажется, вместе с людьми плачет и природа. Величествен образ старого дерева: его пытались срубить - отскакивают топоры, спилить - не берут пилы, поджечь - не горит. Варвары в конце концов отступают. Не так ли сопротивляется и природа: как ни крушат ее - все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек? Он должен заботиться о природе - это его дом. Он не гость, а хозяин в нем на долгие тысячелетия.

Вновь поднимается эта проблема в другой повести Распутина - "Пожар". "Лес вырубать - не хлеб сеять", - с горечью думает главный герой произведения. Леспромхоз торопится быстрее план выполнить, кубометры заготовить. "А лес выбрали - до нового десятки и десятки лет. Вырубают же его при нынешней технике в годы. А потом что?" Читатель готов кричать вместе с героем: "План?! Да лучше бы мы без него жили. Лучше б другой план завели - не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывали, сколько душ потеряно, к черту - дьяволу перешло, и сколько осталось! Это верно. Где нет любви и жалости к природе, там нет и жалости к человеку. А вместе с природой гибнет и человек. Причем не только нравственно, но и в прямом смысле.  И как не согласиться с высказыванием С.П. Залыгина  «Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям».                                                                                          

Художественная литература даёт читателям представление о том, что ценность природы не исчерпывается богатством её ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». В художественных произведениях важны не научные факты и обобщения, но прежде всего, мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально- этического отношения к природе.

Писатели учат людей задумываться над тем, что же они творят с природой?! Слишком много в последние годы случается аварий и катастроф, чтобы не прислушаться к их мудрому голосу. Григорий Медведев в своей документальной повести "Чернобыльская тетрадь" говорит о том, что в погоне за чинами и наградами академики, экономисты и политики многие годы обманывали народ, утверждая, что атомная энергетика безопасна. Мы знаем теперь, чем обернулась эта "безопасность". Повесть кончается очень сильными словами писателя. Он ходит по кладбищу, где похоронены жертвы Чернобыля, и вспоминает, что тела их радиоактивны, и они были похоронены в цинковых гробах. "Так требовала санэпидстанция, и я думал об этом, ибо земле помешали сделать ее последнюю работу - превратить тела умерших в прах. Проклятый ядерный век! Даже здесь, в извечном человеческом исходе, нарушаются тысячелетние традиции. Даже похоронить, по - людски предать земле нельзя".  Сильнее не скажешь...

 

                                          Библиограф МКУК «Советская МБ» Н.Кумова


Создан: 29.03.2017 12:38. Последнее изменение: 29.03.2017 12:38.
Количество просмотров: 3482